Президентская программа
исследовательских проектов

Городские многодетные семьи распределили по группам

19.11.2019 | Индикатор
Источник: Наталия Федосенко/ТАСС

Исследователи из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета выделили пять устойчивых моделей российской городской многодетной семьи. Исследование опубликовано в журнале «Мир России», ознакомиться с ним можно на Academia.edu.

Для большинства людей многодетные семьи — это однородная социальная группа. Ее членов часто связывают с низким уровнем благосостояния, высокой религиозностью и традиционным отношением к браку и семье. Сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, поддержанные Российским научным фондом, решили выяснить, так ли на самом деле однородна эта группа населения и какие социологические показатели она имеет.

Чтобы выделить реальные факторы, которые приводят к образованию многодетных семей в современных российских городах, ученые провели интервью с 502 семейными парами в городах Центрального, Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов. Для всех округов в среднем наблюдался довольно низкое количество детей в семье, так что многодетность была нетрадиционным явлением.

Все пары, с которыми говорили ученые, имеют троих и более детей. Ученые задавали вопросы о религиозности родителей, уровне их образования, дохода и занятости. Также исследователей интересовал опыт, который супруги вынесли из родительских семей и их социальное окружение. Выделить типы многодетных семей помог кластерный анализ — статистический метод, который позволяет разбивать выборку однородных объектов на несколько множеств (кластеров) по разным параметрам.

Всего авторы работы выявили пять устойчивых и самых распространенных моделей таких семей. Оказалось, что традиционный тип, имеющий высокий уровень религиозности, основанный на опыте предыдущих поколений, реже всего встречается в городах. Супруги в таких семьях, как правило, сами воспитывались в многодетных семьях, они не принимают возможность разводов и абортов, не придают большого значения уровню образования и доходам. Женщины в таких браках не работают.

На втором месте с конца по распространенности оказался тип, который авторы назвали «новые религиозные». От предыдущего он отличается тем, что здесь многодетность обусловлена воздействием особой социальной среды и включения в поддерживающую сеть отношений, например в церковном приходе.

Чаще двух предыдущих видов встречаются так называемые «формальный» и «многодетные в новом браке». Они возникают, согласно ученым, из-за распространения новых типов брака. В первом случае супруги планируют завести только двоих, но сохраняют неожиданную третью беременность и переходят в категорию многодетных. А во втором на двоих супругов приходится пять и более детей от предыдущих браков. Супруги внутри этих групп могут сильно отличаться по уровню доходов и образования. Они неосознанно становятся многодетными и не общаются с другими похожими семьями.

Самыми распространенными в изученных российских городах оказались «планирующие» многодетные семьи. Они отличаются рациональным подходом к рождению детей с учетом интересов семьи и качества внутрисемейных отношений. Дети в таких семьях появляются с большой разницей в возрасте и в те моменты, когда родители уверены в надежности своего брака и в своем экономическом положении. С религиозностью или кругом общения, где активно поддерживается многодетность, выбор этих семей не связан.

«Наши результаты показывают, что многодетные семьи — это более неоднородная социальная группа, чем считалось ранее, — отмечает руководитель проекта, старший научный сотрудник лаборатории "Социология религии" Иван Павлюткин. — Наши выводы означают, что требуется разработка более индивидуальных мер по поддержке многодетных семей. Помимо экономического аспекта, важны другие способы поддержки. Например, для развития социальной среды, которая позволяла бы связывать семьи без большого опыта жизни с детьми и молодые многодетные семьи для передачи личного опыта. В разных городах России родители объединяются сами для создания образовательных программ и творческих кружков для детей, семейных детских садов, молодежных клубов. Такие низовые инициативы стоит поддерживать ресурсами и квалификацией».

Возврат к списку